Если говорить, какого рода туризм в Москве возможен, надо понимать, что существует туризм глобальный и локальный. Есть места, которые «генерят» глобальные события. Туризм Нью-Йорка, Лондона, Рима – это мировой туризм. Там происходят премьеры, выставки. На эту тему тоже существует индустрия. У нас задан вопрос «Туризм в Москве как глобальном городе», но, понимаете, есть индустрия культурных событий глобального города. Мы хорошо ее знаем по примеру Гуггенхайма, когда одна выставка гоняется по всем местам, которые претендуют на глобальность. Москва на сегодняшний день глобальных событий в культуре не порождает вообще. Это важно осознавать. Просто нет таких событий, которые разносятся на весь мир. У нас
Для индустрии важен очень ограниченный набор мест, который нужно продвигать всюду. И именно на него, как на манок, привозить туристов. У них это Нотр-Дам и Ренуар, а у нас почему-то Незнайка. Всемирная выставка – это просто обмен визитными карточками для туризма. И нам там не очень понятно, чем мы занимаемся.
Марина Хрусталева говорила о том, что в Москве трудно найти здания архитекторов-авангардистов первой половины ХХ века. Если приехать в Иерусалим, чтобы посмотреть святые места – пожалуйста, но если интересно посмотреть современную архитектуру, такого путеводителя ни на каком языке, кроме иврита, ни в одном магазине вы не найдете. И сведения о том, кто построил еврейский квартал в Иерусалиме, приходится искать в научном сборнике. Это к вопросу о раскладе знаний. Это везде более локальные события, более сложные, которые интересны небольшому количеству людей.
Когда мы говорим об индустрии туризма, то все рассказы о том, что нужно расширить ассортимент интересных мест, – это совсем неверно. В этом году я ездил в Шанхай на всемирную выставку. Вот ты входишь во французский павильон: Нотр-Дам, Ренуар, круассан, Диор. Все, больше ничего нет. Входишь в испанский павильон: коррида, футбол, Пикассо. Больше ничего. В России по идее должны быть Кремль, Большой театр, Толстой и Достоевский. Но там этого не было. Там был сон Незнайки, употребившего грибов.
Была советская индустрия туризма, но это идеологическая индустрия. Она приобщала жителей Воронежа к Москве как столице нашей Родины. И иностранцам показывала успехи социализма с лицом Москвы. Этой индустрии больше нет. Другие цели у правительства Москвы – это экономические цели? Культурные? Их надо хоть немного определить. Я не знаю, как их определять, не очень понимаю, есть ли они.
Мы сегодня живем в доиндустриальную эпоху, у нас мануфактурный туризм. То, рассказывали про устройство ваших хостелов, – это типичная мануфактура, энтузиасты, семейные предприятия. Индустрии туризма в Москве нет. Правда, в силу того, что город очень большой, «домашнее производство» позволяет принимать до миллиона туристов в год (звучавшие цифры про 4 млн – это просто иностранцы, включая легальное СНГ, а не туристы ). Это означает, что в Москве просто нет туризма. Аналогичные цифры по Риму, Парижу –19, 17 миллионов. Даже по Петербургу – 4 миллиона туристов при 4 миллионах населения. То есть у них 100% от населения города, а у нас 8-10%. Хотим ли мы его развития? У нас есть такая задача? Тогда вопрос в том, кто ее субъект. Московское правительство хочет развития туризма? С какими целями?
Когда у нас был праздник, 850-летие Москвы, московское правительство к нему выпустило сборник трудов членов московского правительства. Он открывается статьей Юрия Михайловича Лужкова о Москве как социокультурном организме, которая начинается неожиданной цитатой. Юрий Михайлович начинает с того, что древнеримский философ Цицерон определял город и задачи города таким образом, что в городе нужно поддерживать отеческие традиции и не слишком привлекать в него чужих. Потому что большое присутствие «чужих» может эти традиции нарушить. Не знаю, почему Юрию Михайловичу попался Цицерон, а не Платон, который все это обосновал, но установка была именно такая. И когда мы говорим о туризме, возникает вопрос, хотим ли мы изменить эту ситуацию. Есть туризм, а есть и индустрия туризма, это разные вещи.
«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Разговор, посвященный проблемам развития туризма, продолжает искусствовед, специальный корреспондент издательского дома «КоммерсантЪ» Григорий Ревзин.
Григорий Ревзин: построить индустрию туризма в Москве можно на предъявлении культурного образа СССР
5 февраля 2013, вторник, 11:00
ПОЛИТ.РУ: Григорий Ревзин: построить индустрию туризма в Москве можно на предъявлении культурного образа СССР
Комментариев нет:
Отправить комментарий