18 октября 2011 г. на очередных VXIII Кирилло-Мефодиевских Всекубанских образовательных чтениях «Просвещение и нравственность: забота, церкви, общества и государства» прозвучал доклад начальника управления по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края Сергея Валентиновича Мышака, который публикуем ниже. Уважаемый Владыка!Представители священства!Коллеги!В семнадцатый раз этот прекрасный зал собирает представительный православный форум. Это уже стало доброй традицией. За семнадцать лет проведения Кирилло-Мефодиевских чтений были обсуждены актуальнейшие вопросы образования, семьи и детства, духовно-нравственного и патриотического воспитания, молодёжные проблемы. И каждая такая встреча давала новый толчок разнообразным проектам, которые находили своё воплощение в тесном сотрудничестве Кубанской и Екатеринодарской епархии, различных структур государственной власти администрации Краснодарского края, православной общественности. И в этом есть особый символизм. Подобно тому, как Кирилл и Мефодий, создавшие алфавит дали толчок для дальнейшего развития славянских народов, так и названный в их честь форум позволяет двигаться дальше, укрепляя и развивая сложившиеся отношения. Показательно, что нынешний форум проходит параллельно с другими важными событиями. Первое событие фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол», в котором принимают участие представители Белоруссии, Сербии, Украины, России, то есть большей части православного, славянского мира. Это не может не радовать. Говоря о славянском единстве, Патриарх Кирилл заявил: «Мы свидетельствуем, что такое единство есть. И оно, это единство, рождено в самый первый момент нашего общего дома - Святой Руси. Это единство Киевской купели крещения». Второе событие это 200-летие Кубанского казачьего хора. Пользуясь уникальной возможностью, хотел бы поздравить художественного руководителя этого замечательного коллектива Виктора Гавриловича Захарченко. Его личный вклад и вклад Кубанского казачьего хора в российскую и мировую культуру грандиозен и уникален.Тема нынешнего форума «Просвещение и нравственность: забота, церкви, общества и государства». Она крайне актуальна и находится в центре общественной дискуссии об образовании его содержании и формах. Готовясь к докладу, я задумался над содержанием терминов образование и просвещение. Идентичны ли они? Или содержат разную смысловую нагрузку? Сегодня стало модно говорить об «образовательных» услугах. В условиях рыночной экономики образование становиться товаром и учащиеся и их родители вправе выбирать, покупать или нет, ту или иную образовательную услугу. И это достаточно странно. Выступая перед студентами и преподавателями Воронежского государственного университета, Патриарх Кирилл отметил: «образование это не частное дело людей, а такая сфера общественная жизни, от которой зависит существование общества и государства. Это становой хребет существования общества». Это действительно так. Сегодня, когда практически нет преград для обмена информацией, и поток этой информации самого разнообразного качества и содержания кратно возрастает, человек оказывается перед серьёзным выбором и испытанием. Что определяет выбор человека, какую информацию впитывать, на какой сайт в Интернете заходить, что читать и самое главное как это оценивать? Думаю, что этот выбор человек делает на основе своего образования, мироощущения, моральных и этических качеств, заложенных в него родителями и Учителями. О взаимосвязи образования и нравственности сказал Святейший Патриарх Кирилл: «все может быть изничтожено и все может быть обращено во вред человеку, обществу, государству, всей человеческой цивилизации, если образование будет оторвано от нравственного измерения». И с этим трудно не согласиться. Думаю, что сочетание образования, как суммы знаний с нравственной позицией человека и является просвещением. Нравственность, мораль это очень тонкие материи. Люди размышляли над этими категориями веками, если не тысячелетиями. Наверно, в наиболее концентрированном виде, эти вековые поиски истины нашли отражение в доктринах ведущих мировых религий. В них отражено понимание человеком, что есть добро или зло, что является нравственным или безнравственным. В современном мире, который диктует в основном ценности материального характера, религиозные заповеди являются нравственным ориентиром. Однако новый глобализирующийся мир генерирует новые риски и угрозы. Миграция, перемещение больших масс людей на территории с другой культурой, проблемы их адаптации, конкуренция и борьба за редкие ресурсы и наиболее доходные виды деятельности приводят к конфликтам, когда линия разделения между сторонами проходят по таким характеристикам как национальность и религия. Недооценивать этих риски нельзя. Последний пример Египет. Столкновения между христианами-коптами и мусульманами. В июле этого года прошла встреча премьер-министра РФ В.В. Путина с лидерами традиционных конфессий России, на которой было высказано ряд программных положений в сфере межконфессиональных отношений*: 1. Россия страна многонациональная и многоконфессиональная. Особенность нашей страны заключается в том, что это многообразие сложилось исторически. 2. Россия часть мира и на неё влияют мировые процессы глобализации, и в этом плане Россия сталкивается с теми же проблемами, что и другие страны.3. В любом регионе страны, человек должен ощущать себя, прежде всего, гражданином России независимо от того к какой национальности он принадлежит, и какую религию исповедует.4. Необходимо воспитывать это чувство гражданства и взаимное уважение друг к другу. «И, уж если кто-то перемещается на территорию своего нетрадиционного проживания,- цитирую премьер-министра, он должен с уважением относиться и к культуре, и к языку, и к обычаям тех людей, среди которых он решил жить».5. Государство должно обеспечить защиту граждан через закон, но не менее важно, чтобы они были защищены и некой «моральной силой, которой обладают национальные объединения и традиционные конфессии».6. Формулируя данные положения В.В. Путин, говорил о нашем государстве. Но не ошибусь, если скажу, что Краснодарский край это уменьшенная модель России, и сказанное премьер-министром актуально и для Кубани.В религиозном отношении Кубань можно назвать и моноконфессиональной и многоконфессиональной одновременно. С одной стороны, согласно опросам общественного мнения, более 85% жителей 5-ти миллионного Краснодарского края идентифицируют себя с православием, что в значительной степени формирует определенное православно-ориентированное мировоззрение общества. Согласно тем же опросам, до 6% населения ориентируется на Армянскую апостольскую церковь и до 3% на ислам. Все остальные религии, вместе взятые, составляют от 1 до 1,5%. Если взять другой источник данные Министерства юстиции, которое ведёт учет религиозных организаций, то необходимо отметить, что только зарегистрированных объединений Кубани на 1 июля т.г. 711, которые распределились по 30 направлениям. Это один из самых высоких показателей по стране, что подчеркивает поликонфессиональность края. Но традиционными конфессиями для Краснодарского края являются православие, ислам и армянская апостольская церковь. В целом, количественные показатели религиозных организаций, действующих на Кубани, следующие. Около 408 организаций Русская православная церковь Московского Патриархата. Армянская Апостольская Церковь 17; Римско-Католическая Церковь 6. Иудаизм 10. Ислам 6. Буддизм 1.Современный региональный социум сохраняет сложившуюся историческую традицию религиозной терпимости. Показательным в этом отношении является факт совместного «Обращения к жителям Краснодарского края в связи с празднованием 65-летия великой Победы в Великой Отечественной войне 1941 1945 годов», подписанного Управляющим Екатеринодарской и Кубанской епархии митрополитом Исидором, Муфтием Адыгеи и Краснодарского края Нурбием Емижем и Главой епархии Армянской апостольской церкви епископом Мовсесом.Край остаётся стабильной зоной позитивного сотрудничества как по линии межконфессионального общения традиционных религий, так и по линии государство традиционные конфессии.В качестве положительного примера можно привести взаимодействие органов государственной власти Краснодарского края и Екатеринодарской и Кубанской епархией Русской Православной церкви Московского Патриархата (РПЦ МП). Сотрудничество администрации Краснодарского края с Екатеринодарской и Кубанской епархией развивается динамично и поступательно уже более 10 лет. Епархией заключены договоры о социальном партнёрстве и сотрудничестве в области образования, здравоохранения, молодёжной и семейной политики с профильными департаментами администрации Краснодарского края, а так же ГУВД, ГУФСИН Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю. Аналогичные соглашения заключены с благочиниями и отдельными приходами епархии в ряде муниципальных образований Края (Крымский, Тихорецкий, Усть-Лабинский, Курганинский районы и др.). За 10 лет наработано большое количество разнообразных форм взаимодействия. Это проведение совместных круглых столов, семинаров, фестивалей, сборов.Для сохранения религиозной стабильности, в условиях деятельности большого количества разнообразных религиозных групп и организаций необходимо придерживаться трёх основных принципов: легитимность, адекватность и своевременность. Принцип легитимности понимается как строгое соблюдение российского законодательства всеми участниками, действующими на религиозном поле. С этой точки зрения перед государственными органами все религиозные организации равны. Но власть вправе выбирать партнёров для реализации общественно полезных программ. Партнёров, которые зарекомендовали себя надёжными, чья многолетняя деятельность подтверждает их высокий духовный статус и положительное влияние на общество. Вряд ли позитивным фактором можно считать отсутствие у конфессионального направления общего руководящего центра. Как правило, это приводит к внутренним спорам, попыткам перетянуть на свою сторону последователей других направлений или конфессий. Часто это связано исключительно с материальной заинтересованностью. Такая ситуация порождает внутреннюю конфликтную ситуацию, которая негативно сказывается на всём обществе. Второй принцип адекватности предполагает противодействие различным проявлениям радикализма и экстреми
Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Кубань край поликонфессиональный » Православная Кубань
Комментариев нет:
Отправить комментарий